Мастаба - первая ступень пирамиды.


Мастаба - первая ступень пирамиды.
Жизнь человека продолжается и после его смерти, поэтому издавна одна из главнейших забот фараонов и знати заключалась в том, чтобы подго­товить себе достойную усыпальницу. Она должна была выдержать любые стихийные бедствия и надежно защитить умершего от грабителей, иначе Ка и Ба лишились бы своего убежища и загроб­ная жизнь усопшего оказалась бы в опасности. Так от скромных могильных холмов кочевников египтяне перешли к сооружению мастабы. «Мастаба» араб­ское слово, которое обозначает плос­кую каменную скамейку перед домом. На таких и по сей день любят посидеть в свободное время в египетской деревне и побеседовать с друзьями за чашечкой кофе. Гробницы первых египетских фа­раонов напоминали эти каменные ска­мейки, правда гораздо большего раз­мера.


Узнать больше

Одну из самых древних сохранившихся до нашего времени мастаб обнаружили в 1935 г. около Саккары. Считают, что она принадлежит второму фараону I ди­настии или даже самому объединителю Египта фараону Мену. Найденная мастаба состоит из вырубленного в скале прямоугольного подземелья, его стены облицованы деревом. Оно разделено на пять самостоятельных комнат-камер. В средней, видимо, некогда находился деревянный саркофаг с мумией фарао­на (усыпальница была ограблена еще в древности), а в остальных комнатах были его личные вещи. Над погребени­ем возвышался плоский земляной холм. Подобное захоронение довольно точно повторяло могильники кочевников.
Но над насыпным холмом на довольно обширной площади (см. рисунок) воз­вышалась кирпичная кладка, внут­ренняя часть кото­рой была поделена на 27 помещений. Они были наполне­ны сосудами с вином и блюдами с пи­щей, оружием, рыболовными снастя­ми и прочей утварью, которая могла понадобиться фараону в загробном мире. Сосуды были запечатаны, а на остальных предметах помещались таб­лички из слоновой кости с именем умершего правителя. На стенах ярки­ми красками нарисованы цветочные гирлянды и орнаменты, точно такие же, какие украшали стены реального царского дворца.
Внешние стены этой мастабы сохрани­лись не полностью. Вероятно, они были вышиной метра в три, с выступами и уг­лублениями, как в крепостных сооруже­ниях. Крыша у мастабы была слегка по­катой, а все сооружение опоясывали два каменных вала, разделенных широ­ким проходом. В 13 м от северной сте­ны археологи обнаружили несколько подсобных сооружений, а также выло­женную кирпичами яму в форме барки. Видимо, там и помещалась барка, необ­ходимая фараону для путешествия в за­гробный мир.
 
Разрез большой мастабы эпохи Великих пира­мид. Мастаба строилась как подобие дома. 
Однако в стенах нет дверей, поскольку души мертвых, как считали египтяне, могут проникать и сквозь стены.
Мастабы, очевидно, были точной копией дворца или дома, где прежде жил усопший. Как нам уже известно, после смерти древний египтянин рассчитывал продолжать свою привычную жизнь и заниматься теми же делами, что и до своей кончины. Но между дворцом и гробницей было одно очень важное различие: в мастабе не было ни окон, ни дверей, ни коридоров! Двери были только намечены в стенах, но сами проемы отсутствовали.
И правда, зачем духам двери? Они могут легко проникать даже сквозь самые мощные стены. Египтяне верили, что Ка и Ба не нуждаются ни в каких дверях, чтобы навестить «свое» тело в любое время.
Слуг, приближенных и родственников покойного хоронили с меньшей пыш­ностью, но поблизости от главного холма. Ведь они будут помогать свое­му хозяину и повелителю, служить ему после смерти. В давние времена слуг нередко хоронили одновременно с хозяином: они добровольно прини­мали яд, так как верили, что в их обя­занности входит служить господину и после смерти.
Вокруг царских захоронений археоло­ги нередко находят многочисленные гробницы молодых женщин - это га­рем царя. Причем на их телах нет ни­каких следов насилия - очевидно, они тоже добровольно расставались с земной жизнью, чтобы всегда быть вместе со своим супругом. Смерть не страшила людей в древности, потому что продолжение жизни в загробном мире было не вопросом веры, а не­преложным убеждением каждого че­ловека.
 
Ложная дверь из досок акации в мастабе возле Гизы.
 Такая дверь должна была подчеркивать сходство с домом умершего.