Мастаба - первая ступень пирамиды.
Жизнь человека продолжается и после его смерти, поэтому издавна одна из главнейших забот фараонов и знати заключалась в том, чтобы подготовить себе достойную усыпальницу. Она должна была выдержать любые стихийные бедствия и надежно защитить умершего от грабителей, иначе Ка и Ба лишились бы своего убежища и загробная жизнь усопшего оказалась бы в опасности. Так от скромных могильных холмов кочевников египтяне перешли к сооружению мастабы. «Мастаба» арабское слово, которое обозначает плоскую каменную скамейку перед домом. На таких и по сей день любят посидеть в свободное время в египетской деревне и побеседовать с друзьями за чашечкой кофе. Гробницы первых египетских фараонов напоминали эти каменные скамейки, правда гораздо большего размера.
Узнать больше
Узнать больше
Одну из самых древних сохранившихся до нашего времени мастаб обнаружили в 1935 г. около Саккары. Считают, что она принадлежит второму фараону I династии или даже самому объединителю Египта фараону Мену. Найденная мастаба состоит из вырубленного в скале прямоугольного подземелья, его стены облицованы деревом. Оно разделено на пять самостоятельных комнат-камер. В средней, видимо, некогда находился деревянный саркофаг с мумией фараона (усыпальница была ограблена еще в древности), а в остальных комнатах были его личные вещи. Над погребением возвышался плоский земляной холм. Подобное захоронение довольно точно повторяло могильники кочевников.
Но над насыпным холмом на довольно обширной площади (см. рисунок) возвышалась кирпичная кладка, внутренняя часть которой была поделена на 27 помещений. Они были наполнены сосудами с вином и блюдами с пищей, оружием, рыболовными снастями и прочей утварью, которая могла понадобиться фараону в загробном мире. Сосуды были запечатаны, а на остальных предметах помещались таблички из слоновой кости с именем умершего правителя. На стенах яркими красками нарисованы цветочные гирлянды и орнаменты, точно такие же, какие украшали стены реального царского дворца.
Внешние стены этой мастабы сохранились не полностью. Вероятно, они были вышиной метра в три, с выступами и углублениями, как в крепостных сооружениях. Крыша у мастабы была слегка покатой, а все сооружение опоясывали два каменных вала, разделенных широким проходом. В 13 м от северной стены археологи обнаружили несколько подсобных сооружений, а также выложенную кирпичами яму в форме барки. Видимо, там и помещалась барка, необходимая фараону для путешествия в загробный мир.
Разрез большой мастабы эпохи Великих пирамид. Мастаба строилась как подобие дома.
Однако в стенах нет дверей, поскольку души мертвых, как считали египтяне, могут проникать и сквозь стены.
Мастабы, очевидно, были точной копией дворца или дома, где прежде жил усопший. Как нам уже известно, после смерти древний египтянин рассчитывал продолжать свою привычную жизнь и заниматься теми же делами, что и до своей кончины. Но между дворцом и гробницей было одно очень важное различие: в мастабе не было ни окон, ни дверей, ни коридоров! Двери были только намечены в стенах, но сами проемы отсутствовали.
И правда, зачем духам двери? Они могут легко проникать даже сквозь самые мощные стены. Египтяне верили, что Ка и Ба не нуждаются ни в каких дверях, чтобы навестить «свое» тело в любое время.
Слуг, приближенных и родственников покойного хоронили с меньшей пышностью, но поблизости от главного холма. Ведь они будут помогать своему хозяину и повелителю, служить ему после смерти. В давние времена слуг нередко хоронили одновременно с хозяином: они добровольно принимали яд, так как верили, что в их обязанности входит служить господину и после смерти.
Вокруг царских захоронений археологи нередко находят многочисленные гробницы молодых женщин - это гарем царя. Причем на их телах нет никаких следов насилия - очевидно, они тоже добровольно расставались с земной жизнью, чтобы всегда быть вместе со своим супругом. Смерть не страшила людей в древности, потому что продолжение жизни в загробном мире было не вопросом веры, а непреложным убеждением каждого человека.
Ложная дверь из досок акации в мастабе возле Гизы.
Такая дверь должна была подчеркивать сходство с домом умершего.